суббота, 15 октября 2016 г.

О моём мировоззрении

(Для тех, кому это интересно)

♠♠♠


Сознательное развитие моего мировоззрения началось с атеизма.
Атеистом я стал в ранней молодости (точнее: почти ещё ребёнком), когда, спасаясь от тупо-агрессивного католицизма моего окружения, я замкнулся в самодельной атеистической крепости. И, невольно подражая агрессивному духу окружающего католицизма – атеистом я стал именно наступательным, боевым.
Ныне я понимаю, что наступательно навязывающий себя как «единственно верное учение» атеизм - это такое же сектантство, как боевой католицизм, боевое мусульманство, боевые свидетели Иеговы и тому подобное.
***
Атеистом я по сей день остался разве только в том смысле, что моё отношение к представленному разными вероисповеданиями богу – скорее юмористическое. А в целом – это пройденный, хотя когда-то – в виде самозащиты – очень нужный этап.
♦♦♦
А так, порождённые личным опытом и размышлением сомнения не давали мне держать атеистическую мою крепость, которая долгие годы предоставляла мне убежище и к которой я привык. Волей-неволей и очень неохотно пришлось её сдать.
***
Дело было вовсе не в бездарных аргументах моего католического окружения; все это отскакивало от стен, даже не оставляя царапин. Дело было именно в собственном опыте, в собственных размышлениях. Возникающие сомнения обгрызали спасавшую меня когда-то крепость и, в конце концов, разрушили её.
♦♦♦
Один из главных источников сомнений был связан с тем как будто банальным фактом: что у меня есть сознание, что сознаю себя и мир. А это настолько привычно, что обычно даже не замечают, что существует такой факт. Хотя на фоне отсутствия сознания можно и замечать, что оно есть. Во время сна (за исключением сновидений) оно, сознание, как раз отсутствует; тогда нас просто нет. - Но это отсутствие сознания такой же не вызывающий вопросов привычный факт, как его присутствие. – Долгие годы мне ни разу не удавалось объяснить кому-либо, что я имею в виду.
Ну, в общем дело вот в чем: я никак не мог понять, как из чисто материальных процессов (которые я считал единственным реально сущим бытием) на совсем другом уровне могу возникать Я со своим знанием о себе и об окружающем мире.
***
И, естественно, я сознавал (ну, в общем-то не так уж естественно, что проблему эту сознают), что свою атеистическую крепость, своё атеистическое мировоззрение я построил при помощи мышления. И ввиду того, что, по моему убеждению, мышление – как и все остальное – порождается из управляемых природными законами материальных процессов, то возникает вопрос: А для чего нужно этим слепым материальным процессам вызывать в моем сознании такое представление о них, которое правильно отображало бы их суть?
***
Моё материалистическое мировоззрение я строил во внутреннем противостоянии наступательному влиянию моего католического окружения; а позже, когда мне было уже 20 лет и больше, эта внутренняя борьба всё усиливалась; и теперь она была направлена уже не только против прямого воздействия моего окружения, но ещё против результатов моего воспитания (так сказать: против того, кем я стал вследствие моего воспитания). 
В этой борьбе я чётче стал воспринимать себя борцом; и получилось так, что я сам, в виде борца против искажающего влияния мира, стал аргументом против материализма (который я ещё долгое время отчаянно защищал против всех наступающих сомнений): ибо стало очевидным, что в каком-то уголке моего «Я» я не только не продукт каких-то внешних факторов, но даже имею возможность бороться с этими факторами и с их творениями.
А ведь по моей излюбленной материалистической теории – сознание определяется бытом. А я быт просто бил.
***
Делать было нечего; смириться пришлось со «сверхчувственным».
♦♦♦
А так – несмотря на всякое «духовное начало» предпочитаю слыть беспечным нигилистом…
***
Вот так

1 комментарий:

  1. Раймонд, это шедевр. И очень удобный дидактический материал.

    ОтветитьУдалить