(Для тех, кому это интересно)
♠♠♠
Сознательное развитие
моего мировоззрения началось с атеизма.
Атеистом я стал в ранней
молодости (точнее: почти ещё ребёнком), когда, спасаясь от тупо-агрессивного
католицизма моего окружения, я замкнулся в самодельной атеистической крепости.
И, невольно подражая агрессивному духу окружающего католицизма – атеистом я стал
именно наступательным, боевым.
Ныне я понимаю, что наступательно
навязывающий себя как «единственно верное учение» атеизм - это такое же сектантство,
как боевой католицизм, боевое мусульманство, боевые свидетели Иеговы и тому
подобное.
***
Атеистом я по сей день
остался разве только в том смысле, что моё отношение к представленному разными
вероисповеданиями богу – скорее юмористическое. А в целом – это пройденный,
хотя когда-то – в виде самозащиты – очень нужный этап.
♦♦♦
А так, порождённые личным
опытом и размышлением сомнения не давали мне держать атеистическую мою крепость,
которая долгие годы предоставляла мне убежище и к которой я привык. Волей-неволей
и очень неохотно пришлось её сдать.
***
Дело было вовсе не в
бездарных аргументах моего католического окружения; все это отскакивало от
стен, даже не оставляя царапин. Дело было именно в собственном опыте, в
собственных размышлениях. Возникающие сомнения обгрызали спасавшую меня
когда-то крепость и, в конце концов, разрушили её.
♦♦♦
Один из главных
источников сомнений был связан с тем как будто банальным фактом: что у меня
есть сознание, что сознаю себя и мир. А это настолько привычно, что обычно даже
не замечают, что существует такой факт. Хотя на фоне отсутствия сознания можно
и замечать, что оно есть. Во время сна (за исключением сновидений) оно, сознание, как раз
отсутствует; тогда нас просто нет. - Но это отсутствие сознания такой же не вызывающий вопросов привычный
факт, как его присутствие. – Долгие годы мне ни разу не удавалось объяснить кому-либо, что я имею в
виду.
Ну, в общем дело вот в чем: я никак
не мог понять, как из чисто материальных процессов (которые я считал
единственным реально сущим бытием) на совсем другом уровне могу возникать Я со
своим знанием о себе и об окружающем мире.
***
И, естественно, я
сознавал (ну, в общем-то не так уж естественно, что проблему эту сознают), что
свою атеистическую крепость, своё атеистическое мировоззрение я построил при
помощи мышления. И ввиду того, что, по моему убеждению, мышление – как и все
остальное – порождается из управляемых природными законами материальных
процессов, то возникает вопрос: А для чего нужно этим слепым материальным
процессам вызывать в моем сознании такое представление о них, которое правильно
отображало бы их суть?
***
Моё материалистическое
мировоззрение я строил во внутреннем противостоянии наступательному влиянию
моего католического окружения; а позже, когда мне было уже 20 лет и больше, эта
внутренняя борьба всё усиливалась; и теперь она была направлена уже не только
против прямого воздействия моего окружения, но ещё против результатов моего
воспитания (так сказать: против того, кем я стал вследствие моего воспитания).
В этой борьбе я чётче стал воспринимать себя борцом; и получилось так, что я
сам, в виде борца против искажающего влияния мира, стал аргументом против
материализма (который я ещё долгое время отчаянно защищал против всех наступающих
сомнений): ибо стало очевидным, что в каком-то уголке моего «Я» я не только не
продукт каких-то внешних факторов, но даже имею возможность бороться с этими
факторами и с их творениями.
А ведь по моей
излюбленной материалистической теории – сознание определяется бытом. А я быт
просто бил.
***
Делать было нечего;
смириться пришлось со «сверхчувственным».
♦♦♦
А так – несмотря на
всякое «духовное начало» предпочитаю слыть беспечным нигилистом…
***
Вот так
Раймонд, это шедевр. И очень удобный дидактический материал.
ОтветитьУдалить